Музейная педагогика

Музейная педагогика
   — область науки, изучающая историю, особенности культурно-образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями и др. Осн. цель М.п. - приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Понятие "М.п." возникло в 19 в. в Германии и первоначально понималось как направление музейной работы с учащимися. Как особая область знаний и исследований М.п. начала формироваться с 60-х гг. 20 в. (первые центры М.п. появились в Берлине, Кёльне, Мюнхене и Нюрнберге), в нашей стране - с 70-х гг.
   Центральным в М.п. является понятие музейной культуры, под которой понимается степень подготовленности посетителя к восприятию предметной информации. В широком смысле музейная культура - это ценностное отношение человека к действительности, уважение к истории человечества, умение оценивать в повседневной жизни предметы музейного значения. Большое значение в М.п. приобретает теория диалога культур М.М. Бахтина. В соответствии с этой теорией музей воспринимается как место осуществления культурно-исторического диалога. М.п. основана на погружении личности в специально организованную предметно-пространственную среду, включающую произведения искусства, памятники природы, экзотические предметы и исторические реликвии. В музее человек приобщается к культурным ценностям, учится понимать конкретные проявления всеобщего.
   В ряде зарубежных стран М.п. рассматривается как система "параллельного обучения". В штаты музеев вводится должность музейного педагога. Ведётся экспериментальная работа с юными посетителями, создаются т.н. осязаемые экспозиции, интерактивные (действующие экспонаты) и др.
   (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 151)
   — отрасль педагогической науки и построенная на ее основе научно-практическая деятельность, ориентированная на передачу культурного опыта в условиях музейной среды.
   (Столяров Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика. - М., 2004. С. 211)
   — область научно-педагогической деятельности современного музея, ориентированная на передачу культурного (художественного) опыта через педагогический процесс в условиях музейной среды.
   (Столяров Б.А. Педагогика художественного музея: от истоков до современности. - СПб., 1999. С. 7)
   — научная дисциплина, находящаяся на стыке музееведения, педагогики и психологии, предметом которой являются культурно-образовательные аспекты музейной коммуникации (определение М.Ю. Юхневич)
   (Некрасова-Каратаева О.Л. Детское творчество в музее. - М., 2005. С. 204)
   Ч30в2

Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека. 2006.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "Музейная педагогика" в других словарях:

  • Музейная педагогика — Ведущей деятельностью музейного педагога выступает приобщение человека к музейным ценностям, интегрирующее такие разнообразные действия как ознакомление, рассказ, показ, и т. д. Приобщение качественная характеристика диалогического метода,… …   Википедия

  • Музейная педагогика — педагогика использования музея как фактора обучения и воспитания учащихся: в качестве источника информации, средства обучения и воспитания, формы организации педагогического процесса. Типы и функции музеев в современном обществе расширяются.… …   Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

  • Педагогика искусства (журнал) — Педагогика искусства общероссийское электронное научное издание, публикующее научные материалы по теории и истории художественной педагогики, проблемам интеграции искусств в образовании, прогнозированию эстетического воспитания и развития детей и …   Википедия

  • МУЗЕИ — (греч. museion место, посвящённое музам, храм муз, от musa муза), учреждения, осуществляющие отбор, науч. исследование и хранение памятников культуры и иск ва. Деятельность М. направлена на удовлетворение образоват. и творческих интересов… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Рейхвейн, Адольф — Бюст Адольфа Рейхвейна, Оснабрюк, Германия …   Википедия

  • Эмпатия — (от греч. empathеia сопереживание)     понимание эмоционального состояния другого человека и ответное выражение своего понимания этих чувств.    (Успенский В.Б., Чернавская А.П. Введение в психолого педагогическую деятельность. М., 2003. С. 151)… …   Педагогический терминологический словарь

  • Гуружапов Виктор Александрович — Виктор Александрович Гуружапов [[Файл …   Википедия

  • Реконструктор — Лазаре Понтичелли  последний оставшийся в живых (подтверждённый) участник Первой мировой войны со стороны Франции с участниками исторической реконструкции, одетыми в униформу солдат той эпохи Реконструкторы во время маневров на линии Молотова  си …   Википедия

  • Историческая реконструкция — Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону. Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов …   Википедия

  • Ткач, Виктория Юрьевна — Писатель Имя = Виктория Ткач Оригинал имени = Фото: Ширина = Подпись = Имя при рождении = Виктория Юрьевна Ткач Псевдонимы = Terra incognita Дата рождения = 17 августа, 1976 Место рождения = Днепропетровск, респ. Украина Дата смерти = Место… …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»